Предлагаем вашему вниманию интервью с вратарем Черноморца Виталием Руденко. – Разрыв крестообразной связки – не самый утешительный диагноз, учитывая, что кресты считаются едва ли не самой страшной травмой современного футбола…
– У меня врачи обнаружили всего лишь надрыв, но это не намного легче, потому что обойтись без хирургического вмешательства все равно не удалось. Ну а сроки восстановления в таких случаях, как правило, колеблются от 6 до 8 месяцев: темпы реабилитации напрямую зависят от того, как быстро приживется в организме искусственное сухожилие. Пока что все идет по плану: я уже начал разрабатывать ногу, а в конце ноября отправлюсь в Германию, чтобы показаться врачам и приступить к курсу восстановительных упражнений.
– Вариант проведения операции не на Западе, а в пределах СНГ – к примеру, в Украине или России – вами рассматривался?
– Нет, таким образом вопрос не стоял изначально. Как только руководство нашего клуба узнало о характере моей травмы, то сразу же решило отправить меня на обследование в Германию – в авторитетную и уже опробованную клинику под Мюнхеном, где работает специалист по травмам подобного рода профессор Штребель. У него в свое время оперировался мой бывший одноклубник, выступающий сейчас в донецком Металлурге Сергей Даниловский, а из именитых западных клиентов этого доктора на ум приходит фамилия чеха Яна Колера.
– Можно ли назвать это повреждение самым серьезным в вашей спортивной карьере?
– Думаю, да. По крайней мере, на костылях я раньше не ходил, а после операции пришлось пользоваться ими в течение долгих шести недель.
– Оказавшийся на вашем месте Максим Калиниченко как-то сказал мне, что один из двух костылей он впоследствии просто потерял, а вторым – поучал домашней гигиене свою собачку Чапу. Где сейчас ваши?
– Отдал врачам, пусть посмотрят. Но одно могу сказать с уверенностью – дома я эти костыли не оставлю.
– Несчастье, перечеркнувшее осеннюю часть сезона, случилось с вами в предпоследний день лета – 30 августа…
– По сути дела, травмировался еще на предматчевой разминке выездного матча с Таврией. Ну а на поле травму уже усугубил.
– Неужели нельзя было отказаться и попросить тренеров вычеркнуть вас из протокола? – В такие моменты о подобных вещах, как правило, даже не думаешь, потому что очень не хочется подводить команду.
– Да, но если бы вы сыграли неудачно, степень героизма уже никто бы не оценил...
– Риск сыграть неудачно существует даже, когда ты абсолютно здоров. Кроме того, до самой игры острой боли я еще не ощущал, а замену все-таки попросил: в самой концовке встречи после пропущенного мяча. Счет на табло, к счастью, тогда был 3:1 в нашу пользу и закончилось все благополучно.
– В данный момент ворота Черноморца защищает ваш дублер Евгения Ширяев, в последний раз выходивший на поле в поединке высшей лиги еще осенью 2004-го! Пойти на пользу 24-летнему футболисту такой длительный простой, как мне кажется, не мог…
– Мы с Женей разговаривали на эту тему, и поначалу он действительно переживал. Но сейчас обретает уверенность с каждым матчем и выглядит весьма спокойно. На мой взгляд, никаких особых претензий по проведенным матчам к Ширяеву быть не может.
– Больше всего удивляет другое: почему вратарь, который столько времени сидел на скамейке, не сменил клуб?
– Наверное, потому что сам клуб решил не менять вратаря. И таким образом поступил очень правильно и мудро, потому что сейчас, когда Женя, пусть даже в результате моей травмы, получил шанс, стало ясно, что у нас в команде как минимум два равноценных голкипера.
– Своей игрой в стартовых семи турах остались довольны?
– Считаю, что в сезон вошел пусть и не идеально, но вполне нормально. Хотя в одной игре, вполне возможно, можно было сыграть лучше.
– В какой именно?
– Конкретный матч я сейчас в виду не имел. Просто хотел сказать, что, может быть, где-то чуть-чуть недоработал, не сделал всего, что мог. Хотя сыграть лучше, чем есть, возможно практически всегда.
– Тем более что и явных бабочек вы не ловили…
– Еще чего не хватало! Кому нужен вратарь, который их ловит?..
– С высокими оценками СЭ согласны?
– Скажем так, мне приятно, что журналисты ценят мою игру. Но придавать этим баллам слишком большое значение не хочу и не буду. Тем более что в текущем сезоне, как вы уже сказали, я провел всего лишь семь игр и в ближайшее время на поле не появлюсь. Так что рано или поздно меня наверняка обгонят.
– Какие из матчей, проведенных одесским клубом в первом круге, вы считаете наиболее приближенными к идеалу?
– Достаточно солидно команда смотрелась в выездном поединке со Львовом, который я смотрел по телевизору. Очень грамотно и надежно сыграли в Симферополе, где умышленно отдали Таврии территориальную инициативу и трижды подловили хозяев на контратаках. Наконец, запомнился крупный (4:0. – Прим. СЭ) выигрыш у Карпат. На тот момент нам было очень важно взять три очка, мы попросту утратили вкус побед.
– По словам людей, помешанных на тотализаторе, Черноморец в этом плане самая ненадежная и непредсказуемая команда в чемпионате. Как вы думаете, почему так получается?
– Сложно сказать. Ответ на этот вопрос мы пока что не нашли даже внутри коллектива. Видимо, все еще идет сложный процесс становления новой команды.
– А вам не кажется, что он затянулся?
– Может быть, вы и правы. Но четких сроков в таких ситуациях нет и быть не может.
– Вас не раздражают постоянные разговоры о возможной отставке Виталия Шевченко и смене наставника? – Во-первых, это неизбежно, потому что мы живем и играем не где-нибудь, а в Одессе. Во-вторых, футболисты в Черноморце, что называется, не первый день замужем и привыкли не доверять слухам.
– Вы согласны с утверждением партнера по команде Александра Косырина, заметившего, что ни один тренер не может заставить футболиста играть с горящими глазами?
– Я тоже считаю, что наставник не может заставлять своих подопечных выходить на поле из-под палки.
– Ну а вернувшийся в клуб Косырин – тот самый источник постоянного тока, который может подзарядить энергией каждого из партнеров?
– Он – один из тех опытных игроков, кто способен повести за собой. Но в идеале таких футболистов на поле должно быть одиннадцать. И желательно одновременно.
– Кто из коллег по амплуа импонирует вам в этом сезоне больше остальных?
– Прежде всего, Андрей Пятов. Несмотря на ошибку, допущенную в поединке с Барселоной, как правило, основной вратарь Шахтера выглядит весьма уверенно и действует очень надежно. Не могу не отметить и вратаря Динамо Станислава Богуша, ставшего одним из главных открытий первого круга. У киевлян сейчас, вообще, формируется очень интересный коллектив и стройная организационная структура, но времени на это, возвращаясь к нашему разговору о становлении команды, вице-чемпионам понадобилось немало.
– О заслужившем прозвище Вратарь республики Александре Шовковском вы однажды сказали так: "Это – человек, который прожил все свои ошибки в футболе". Не кажется ли вам, что время доказало некоторую идеалистичность этого тезиса?
– Я от своих слов отказываться не буду. В конце концов, в футболе ошибаются все: кто-то реже, а кто-то чаще. Ну а настоящий профессионал – тот, кто не допускает промахов в простых ситуациях.
– Ваш экс-партнер по молодежке Рустам Худжамов не так давно сказал мне, что ему очень нравится ваша игра, и он считает Руденко достойным вызова в сборную Украины.
– Спасибо ему за эти слова. О самом Рустаме тоже могу сказать только хорошее и вовсе не по принципу "кукушка хвалит петуха". В свое время Худжамов сделал очень правильный шаг: вовремя ушел из Динамо и нашел клуб, предоставивший ему регулярную игровую практику. Именно это помогло ему дорасти до вратаря уровня национальной команды.
– Вопрос о целесообразности вашего привлечения в сборную уже, признаться, набил оскомину. Хоть кто-то из наставников главной команды страны в этом году с вами связывался.
– Нет. Никто и ни разу.
– Неужели матчей Черноморца ассистенты Алексея Михайличенко не посещают?
– Не знаю. Я стараюсь делать свое дело честно и качественно вне зависимости от того, кто поднимается в ложу почетных гостей накануне игры…
Михаил Спиваковский Спорт-Экспресс в Украине
|